Воскресенье / 16.07.23
  • курсы валют цб
  • USD 90,1190
  • EUR 101,1992 |

В СМИ назвали виновных в сокрытии истинных масштабов разлива нефти в Черном море

Опубликовано: 27.08.2021 16:18 В СМИ назвали виновных в сокрытии истинных масштабов разлива нефти в Черном море

В начале августа под Новороссийском произошёл крупный разлив нефти на объекте, принадлежащем Каспийскому трубопроводному консорциуму. Сразу же компания сделала заявление, что ущерб — небольшой, однако экологи пока не торопятся с выводами, говоря о «неясных» масштабах утечки. О том, кто виноват в происшествии и причём тут коррупция и дорогие буксиры разбиралась Общественная служба новостей.

Договорились «по дружбе»

Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) находится под управлением «Транснефти», которая транспортирует 83% всей добываемой в России нефти. Управляется компания государством. Сразу после разлива, в компании заявили, что площадь загрязнения не превысила 200 квадратных метров, однако, судя по снимку Института космических исследований РАН, площадь могла превысить 80 квадратных километров.

После этого в СМИ появилась информация, что компания якобы договорилась с Росприроднадзором о том, что в результате расчётов объём вылившейся нефти составит около 30 тонн. За эту «сделку», по данным СМИ, могут отвечать сразу два сотрудника «Транснефти» — вице-президент Лариса Каланда, которая курирует правовой блок и Владимир Каланда, её муж, отвечающий за связи с госорганами.

В ряде СМИ также появилось предположение, что детальный разбор причин аварии может быть неудобным для «Транснефти», так как вскроет длящуюся уже около 10 лет коррупционную схему по выводу миллиардов рублей за границу.

Старый друг с буксирами

Для ликвидации разлива в Чёрном море компанией «Транснефть» были выбраны четыре буксира, которые «Транснефть-Сервис» (ТНС) арендует у компаний Кипра. По данным издания «Наша Версия», согласно выпискам регистрации операции по аренде судов без экипажей, сделки происходят по принципу «один буксир — один офшор». Издание полагает, что таким образом дочерняя компания пытается «размыть» большие расходы на аренду.

Так, например, стоимость аренды одного буксира обходится почти в семь тысяч долларов в сутки. Вместе с тем, другие крупные компании-поставщики тратят не более трёх тысяч долларов на аналогичную услугу. Как отмечают в СМИ, схема с арендой могла начать действовать в 2011 году. Именно тогда «Транснефть-Сервис» стала отвечать за «готовность к ликвидации аварийных разливов нефти» на терминале ТКТ. Ранее этим занималась государственная «Морспасслужба». В это же время, отмечается в СМИ, стоимость услуги начала расти. Причём если изначально за неё платили 28 тысяч долларов в месяц, то вскоре цена увеличилась почти в 32 раза — до 890 тысяч долларов в месяц.

Основным выгодоприобретателем в этой схеме стали кипрские фирмы, принадлежащие, по версии СМИ, Heawey Enterprise Ltd и First Link Management Services Limited. Ведь этими компаниями управляют и руководят те же люди, что и кипрскими «прокладками».

По данным издания «Наша Версия», связь этих кипрских компаний с руководством «Транснефти» обеспечивает некто Сергей Киреев. Киреев продолжительное время работал руководителем ТНС, а сейчас возглавляет «Новороссийский морской торговый порт» (так же входящий в «Транснефть». — Прим. ред.). Его же место в структуре ТНС занимает Роман Федотов.

При этом последний является замдиректора компании Киреева, курируя правовые и корпоративные вопросы. Издание «Наша Версия» делает вывод, что Федотов является прямым ставленником Киреева, исполняя его указы в ТНС. Возможно, в схеме с арендой буксиров задействована и семья Каланды, ведь Владимира Каланду якобы называют «решалой».

Проблемы с подрядчиками

При этом ТНС продолжала увеличивать свою монополию на терминале. Так, в марте 2021 года, компания стала главным подрядчиком по обслуживанию морского терминала КТК. При этом, результаты конкурса до сих пор не были обнародованы, а у компании, на момент заключения сделки, отсутствовало оборудование, необходимое для проведение контрактных подводных работ.

Несмотря на то, что госзакупка на покупку водолазного оборудования была размещена в феврале 2021 года, датой поставки назначен лишь декабрь 2021 года. Сейчас же компания спускает водолазов с обычного катера, который также арендует.

Кроме того, КТК в своё время публиковал пресс-релиз, в котором формально обвинил бывшего подрядчика «Ламналко» в отказе от выполнения технических работ. СМИ полагают, что таким образом вся вина за аварию была возложена на эту компанию. Кроме того, издание «Наша Версия» отмечает, что за пресс-релизом может стоять Лариса Каланда, которую они называют «серым кардиналом “Транснефти”».

Версию с виной старого подрядчика подтвердили и на высшем уровне — вице-премьер Виктория Абрамченко заявила, что ключевым фактором, повлёкшим разлив, стала «многолетняя эксплуатация без капитальных ремонтов данных сооружений». Однако, «Ламналко» не отказывался от проведения работ. Компания подчеркнула, что готова их провести лишь в соответствии с требованиями и нормами безопасности (которые также утверждены с КТК), но не имеет достаточного времени на подготовку, так как срок договора истечёт до её завершения.

Долгоиграющий план

Как полагают СМИ, появление пресс-релиза о бездействии «Ламналко» весной, свидетельствует о том, что в КТК и «Транснефти» прекрасно осознавали невозможность ТНС нормально обслуживать терминал. А, значит, выброс нефти оставался лишь вопросом времени.

В свою очередь, «Ламналко» не намерена спокойно принимать обвинения в свой адрес. Компания составила иски в международные арбитражи и суды, намереваясь защитить свою репутацию. «Наша Версия» подчёркивает, что попытка перекинуть вину на другого подрядчика, желая прикрыть схемы перевода денежных потоков, может выйти «Транснефти» боком.

Что же до российских судов, то у «Транснефти» и тут есть возможность выйти победителем. Ведь Владимир Каланда был ответственным секретарём комиссии по рассмотрению кандидатур на должности федеральных судей. СМИ отмечают, что многие из них обязаны своими мантиями и карьерой лично ему. Кроме того, Каланда работал в КГБ, после чего перешёл в Управление кадров Администрации президента РФ, а затем трудился в ФМС и ФСКН.